Вы наверняка заметили, когда принесли малыша из роддома, что первое время он рос слишком быстро. Постепенно темп роста ребенка замедляется. В 2 года он прибавляет примерно 10 см в росте и до 2.5 кг ав весе. К 5 годам рост увеличивается на 6.5 см, а вес — на 5 кг.
Когда крохе исполнится 3 года, вы непременно заметите изменение во внешнем виде ребенка: из эдакого бутузика с пухлыми щечками, розовенького, нежного, он постепенно превратился в вытянувшегося и худого. Во время купания вы можете ужаснуться, заметив, сквозь кожу ребенка без труда прощупываются ребра. Не думайте, что малыш недополучает питания — это естественный процесс развития человека. Если после таких преобразований ваш ребенок не будет казаться столь же милым, как прежде, вспомните сказку о гадком утенке.
С 3 лет нет необходимости измерять рост и вес ребенка часто, вполне будет достаточно двух измерений в год. Динамика роста в возрасте 3 — 5 лет следующая: вес должен увеличиваться пропорционально росту. В случае, если в одно из измерений вы заметили, что вес имеет явную тенденцию обгонять рост малыша, значит, вы перекармливаете его, следовательно, вам нужно пересмотреть рацион ребенка или увеличить физическую нагрузку.
В этом возрасте у него значительно сокращается объем подкожного жира и развиваются мышцы. В первую очередь наиболее активно развиваются крупные мышцы, а мелкие (такие, как межреберные, мышцы кистей, стоп и т. д.) — намного медленнее. Учитывая особенности растущего организма, нужно подбирать игры и упражнения так, чтобы не допустить перенапряжения формирующихся мышц.
Для лучшего развития слабых мышц им необходимо давать умеренную, но регулярную нагрузку. Ваши усилия не пройдут даром: натренированные мышцы облегчат уроки физкультуры в школе. Кроме того у малыша в этом возрасте быстро развивается мышечная ткань, вытягиваются кости. Происходит замещение хрящевой ткани костной, в результате этого процесса объем последней в организме повышается.
Кости человеческого организма состоят из органических (гибких и пластичных) и неорганических (твердых и хрупких) элементов. В зависимости от того, как развивается и растет организм, меняется и их пропорция: у детей органические превалируют над неорганическими, именно поэтому они такие гибкие и не так болезненно переносят ушибы и падения. У людей преклонного возраста преобладают неорганические элементы, поэтому кости у них более хрупкие и твердые.
Процентное соотношение в составе костей органических и неорганических элементов влияет на характер перелома: у взрослого при переломе кость чаще ломается целиком, у ребенка она почти всегда покрывается трещинами.
До 3 лет ребенок для родителей и окружающих — просто неразумное дитя. Но затем малыш значительно изменяется внешне, интеллектуально и обретает свой социальный статус. Основная причина таких преобразований — совершенствование его умственных способностей. Ребенок должен понимать и свою роль в обществе людей, не считать себя центром вселенной. Чтобы из вашего малыша не вырос эгоист, вам нужно доходчиво объяснить, что он должен занять определенное место в социуме и научиться правильному общению с людьми, иначе однажды он рискует стать изгоем.
Не стоит чересчур усердствовать, воспитывая в ребенке скромность и обходительность по отношению к другим людям. Он может стать слишком самокритичным и нерешительным, что также влечет за собой множество проблем в общении с другими людьми в будущем.
Малыш отчетливо и без труда объясняется с вами, что позволяет намного упростить ваше общение и понимание его желаний. Но пока словарный запас ребенка весьма скуден, по этому речь его достаточно примитивна. Обычно при нехватке слов он пользуется восклицаниями и жестами. Не торопите кроху и не попрекайте тем, что соседская девочка уже знает стишки и без конца задает родителям разные вопросы, так как девочки намного быстрее усваивают речь в отличие от мальчиков.
Чтобы развить речь у ребенка, нужно как можно больше разговаривать с ним, причем малыш не должен слушать вас молча. Побуждайте его к разговору, задавайте вопросы, говорите не только об обыденном и простом, например о еде, одежде, семье, а просите его рассказать о том, что он понял после просмотра мультфильма или прочитанной вами книжки.
В 4 — 5 лет ребенок должен произносить все звуки четко. Если у него неправильное произношение, нужно не откладывая, отвести его к логопеду. Часто оказывается, что малыш неправильно произносит или «проглатывает» некоторые звуки вследствие нарушений слуха, так как человек произносит то, что слышит, поэтому нужно обязательно проконсультироваться у лор-врача. Но не волнуйтесь раньше времени. Прежде чем бежать к врачу, проверьте слух самостоятельно. Ребенок должен, отойдя от вас на всю длину комнаты, слышать слова, произносимые вами шепотом. Проще всего проверить слух малыша, когда он увлечен игрой. В этот момент позовите его шепотом, в случае, если ребенок не отзовется, подойдите чуть ближе и вновь так же шепотом окликните малыша.
С ребенком дошкольником в отличие от трехлетнего малыша намного проще найти общий язык и договориться. Когда ребенок просит у вас что-либо, что вы не в состоянии ему дать, можете найти альтернативу и предложить ему взамен другую вещь.
После 3 лет ребенок знает, как нужно бесконфликтно общаться с родителями, что можно говорить и делать, а чего не стоит. Вы учите познавать многообразие и широту мира, все указанное он сразу же примеряет на себя: если вы рассказываете о космосе, ребенок захочет стать космонавтом и самостоятельно исследовать новые планеты, если рассказываете о морских просторах и мореплавании, он будет мечтать стать моряком и т. д. Вы должны максимально расширять его кругозор, так как знания и умения, приобретенные в раннем возрасте, будут фундаментом и опорой на всю его дальнейшую жизнь.
Ребенок с большим интересом познает все новое и, как губка, впитывает в себя знания. Дети не рождаются ленивыми, это нехорошее качество они часто приобретают с возрастом. В том, что дети становятся ленивыми, повинно прежде всего неправильное воспитание. Если не регулярно заниматься с малышом, не приобщать к работе по дому, следить лишь за его питанием и сном, он может стать ленивым и эгоистичным человеком.
В дошкольный период малыш хочет познавать все. Он постоянно задает вопросы, и вы иногда поражаетесь широте интересов вашего крошки. Вы должны постараться как можно грамотнее и полнее отвечать на все его вопросы, по возможности не оставляя ни одного «почему?» без ответа. Память ребенка можно сравнить со шкафом, полным ящичков и полочек. Сначала этот шкаф пусть. Как и чем ящички будут заполняться , целиком зависит от вас.
Все знания должны быть разложены четко и по полочкам и иметь свое место, в противном случае в голове у ребенка будет «каша», он с трудом самостоятельно сможет разобраться в явлениях окружающего мира.